Оценка деловой репутации компании в России имеет свои особенности. В нашей стране это явление появилось сравнительно недавно, не смотря на то, что до революции деловая репутация имела весьма большое влияние на частный бизнес.
Оценивая деловую репутацию компании, чаще всего прибегают к оценке так называемых неотделимым от производства активов, таких как репутация компании, объемы вложений в повышение квалификации сотрудников, затраченные на рекламы средства, степень проникновения на рынок товара или услуги, преимущества территориального расположения.
Оценка деловой репутации по методу Гудвилл
Гудвилл, или деловая репутация — это совокупность общественной оценки деятельности компании, ее товаров, услуг, названия, и т.п. Деловая репутация является нематериальным активом компании, и подлежит оценке. Понятие гудвилл включает также особенности сервиса и отношений с партнерами. Не смотря на то, что все эти показатели не могут быть учтены при составлении бухгалтерской документации, деловая репутация все же является приносящим прибыль активом компании. Не секрет, что для России возможность оценки деловой репутации довольно непривычна, тем не менее, ее оценка крайне важна для компаний, в особенности для тех, которые работают в сфере торговли и услуг.
В настоящее время, наиболее определенное значение гудвилл приобрел в США, где его регламентации отведен целый перечень документов. К примеру, Налоговое управление и Министерство финансов США занимаются, помимо прочего, работой по разработке оценки гудвилла методом избыточной прибыли. В практика России, государственных документов, устанавливающих коэффициенты прибыльности активов, нет. Тем не менее, при применении метода расчета избыточной прибыли это может быть даже полезно, поскольку оценщик, не имея единых коэффициентов, вынужден подбирать для этого наиболее схожие компании. Как следствие, оценка будет более точной.
Чаще всего гудвилл оценивают с помощью расчета разницы между рыночной стоимостью активов компании и стоимостью бизнеса. Для выполнения подобных расчетов необходимо сложить стоимость всех материальных и нематериальных активов предприятия. Стоимость бизнеса определяется либо сравнительным, либо доходным методом оценки.
Случается, что стоимость гудвилла совпадает с избыточной прибылью бизнеса. Тогда для материальных и и нематериальных активов устанавливают условную норму доходности. Вся прибыль, полученная компанией сверх совокупного дохода, рассчитываемого по установленным нормам, относится в заслугу гудвиллу, и, отталкиваясь от этой суммы, устанавливают его стоимость.
Третий метод оценки, используемый в России, основывается на учете объема реализации. Этот математический метод построен на учете среднеотраслевых коэффициентов рентабельности.
Гудвилл имеет большое влияние на рыночную стоимость бизнеса, но процесс оценки гудвилла достаточно затратен. Поэтому сумма расходов на проведение оценки не должна быть выше, чем стоимость результатов работы.
Наиболее часто оценка гудвилла требуется при купле / продаже компании, закрытии, отчуждении, слиянии или поглощении, и т.п.
Необходимые документы
Ниже в обобщённой форме предоставлен список документов необходимых для проведения оценки деловой репутации, данный перечень может быть изменен в зависимости от цели и параметров объекта оценки.
Необходимые документы для оценки стоимости нематериальных активов (НМА) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС)
- Правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность (ОИС) и нематериальные активы (НМА): патенты, свидетельства, лицензионные договора, авторские договора, для научно-исследовательских работ (НИР) и для опытно-конструкторских работ (ОКР), используемые патенты, разрешения, договора о создании, копии титульных листов с указанием объема: кол-во листов, чертежей и др.;
- Характеристики нематериального актива (НМА) и интеллектуальной собственности (ОИС), образцов изделий, опытных образцов, концепт изделия, технические (потребительские), эксплуатационные, экологические характеристики;
- Информация о получении доходов от использования нематериальных активов (НМА) и интеллектуальной собственности (ОИС);
- Затраты, производимые на приобретение прав, на правовую и другие виды охраны, затраты на использование нематериальных активов (НМА) и интеллектуальной собственности (ОИС) на разных стадиях жизненного цикла;
- Прогнозные показатели, себестоимость цены за единицу товара, готовой продукции с использованием нематериального актива (НМА) и интеллектуальной собственности (ОИС), аналогично прогнозные показатели выручки.
Стоимость услуг
Оценка деловой репутации/Гудвилл | от 15 000 рублей | от 4 дней |